Неточные совпадения
— «
Человечество — многомиллионная гидра пошлости», — это Иванов-Разумник. А вот Мережковский: «Люди во множестве никогда не были так малы и ничтожны, как в России девятнадцатого века». А Шестов говорит так: «Личная трагедия есть единственный путь к субъективной осмысленности
существования».
Я верю, что мировое преобладание России и Англии повысило бы ценности исторического бытия
человечества, способствовало бы объединению Востока и Запада и дало бы простор всякому индивидуальному историческому
существованию.
Герой — не тот завоеватель, который с вооруженным полчищем разоряет беззащитную страну, не тот, кто, по выражению Шекспира, за парами славы готов залезть в жерло орудия, не хитрый дипломат, не модный поэт, не артист, не ученый со своим последним словом науки, не благодетель
человечества на бумаге, — нет, герои этого раэбора покончили свое
существование.
Земная жизнь человека и
человечества лишилась бы всякого религиозного смысла, если бы для каждого существа жизнь эта не была неповторяемым делом спасения, если допустить возможность отложить дело спасения до новых форм
существования (метемпсихоз) и перенести в другие миры.
Кто, не всуе носящий имя человека, не испытал священных экзальтации мысли? кто мысленно не обнимал
человечества, не жил одной с ним жизнью? Кто не метался, не изнемогал, чувствуя, как существо его загорается под наплывом сладчайших душевных упоений? Кто хоть раз, в долгий или короткий период своего
существования, не обрекал себя на служение добру и истине? И кто не пробуждался, среди этих упоений, под окрик: цыц… вредный мечтатель!
Я говорю, что война необходима и полезна, так как она является для
человечества одним из условии
существования.
Человек древнего мира мог считать себя вправе пользоваться благами мира сего в ущерб другим людям, заставляя их страдать поколениями, потому что он верил, что люди рождаются разной породы, черной и белой кости, Яфетова и Хамова отродья. Величайшие мудрецы мира, учители
человечества Платон, Аристотель не только оправдывали
существование рабов и доказывали законность этого, но даже три века тому назад люди, писавшие о воображаемом обществе будущего, утопии, не могли представить себе его без рабов.
Все эти домики скоро развалятся, заместятся новыми, и никто об них не помянет; а между тем во всех них развивалась жизнь, кипели страсти, поколения сменялись поколениями, и обо всех этих
существованиях столько же известно, сколько о диких в Австралии, как будто они
человечеством оставлены вне закона и не признаны им.
Ведь вся история
человечества создана на подобных жертвах, ведь под каждым благодеянием цивилизации таятся тысячи и миллионы безвременно погибших в непосильной борьбе
существований, ведь каждый вершок земли, на котором мы живем, напоен кровью аборигенов, и каждый глоток воздуха, каждая наша радость отравлены мириадами безвестных страданий, о которых позабыла история, которым мы не приберем названия и которые каждый новый день хоронит мать-земля в своих недрах…
Прежде
человечество было занято войнами, заполняя все свое
существование походами, набегами, победами, теперь же все это отжило, оставив после себя громадное пустое место, которое пока нечем заполнить;
человечество страстно ищет и, конечно, найдет.
— Перестанем говорить об этом, — сказал зоолог. — Помни только одно, Александр Давидыч, что первобытное
человечество было охраняемо от таких, как Лаевский, борьбой за
существование и подбором; теперь же наша культура значительно ослабила борьбу и подбор, и мы должны сами позаботиться об уничтожении хилых и негодных, иначе, когда Лаевские размножатся, цивилизация погибнет и
человечество выродится совершенно. Мы будем виноваты.
Борьба за неудовлетворенное самолюбие, борьба за оскорбленное и униженное
человечество, наконец, борьба за
существование все это такие мотивы, которые имеют полное право на разрешение посредством смерти.
Не убил бы я Алексея и в том случае, если бы критика была права и он действительно был бы таким крупным литературным дарованием. В жизни так много темного, и она так нуждается в освещающих ее путь талантах, что каждый из них нужно беречь, как драгоценнейший алмаз, как то, что оправдывает в
человечестве существование тысяч негодяев и пошляков. Но Алексей не был талантом.
Но всеобщее чувство
человечества, тяготящегося своим плотским
существованием, стыдящегося своего тела, ощущающего его как оковы, есть многознаменательное свидетельство о порче природного бытия, о болезни телесности.
Уже самым фактом своего
существования они свидетельствуют об «умном видении» идейных сущностей бытия, причем они доступны
человечеству под разными образами в форме конкретно-мифологической или же логически-отвлеченной.
Но если не суждено
человечеству окончательно выродиться, то оно поймет когда-нибудь, что смысл его
существования — не в трагическом преодолении жизни, а в бестрагичном, гармоническом слиянии с нею.
Наиболее объективированное познание математическое, оно наиболее общеобязательно, охватывающее все цивилизованное
человечество, но оно дальше всего от человеческого
существования, от познания смысла и ценности человеческого
существования.
Человечество не имеет
существования вне человека, оно в человеке существует, и в человеке есть величайшая реальность, с этой реальностью связана человечность.
Маркс, поскольку он стоял на эволюционной точке зрения и признавал
существование разных этапов в истории, в отношении которых оценка меняется, высоко оценивал миссию буржуазии в прошлом и роль капитализма в развитии материальной мощи
человечества.
И всегда были и теперь есть среди этих людей еще такие люди, которые вследствие своего внешнего исключительного положения считают себя призванными руководить
человечеством и сами, не понимая смысла человеческой жизни, учили и учат других людей жизни, которой они не понимают: тому, что жизнь человеческая есть не что иное, как личное
существование.
Если и западет тому или другому, бедному или богатому, сомнение в разумности такой жизни, если тому и другому представится вопрос о том, зачем эта бесцельная борьба за свое
существование, которое будут продолжать мои дети, или зачем эта обманчивая погоня за наслаждениями, которые кончаются страданиями для меня и для моих детей, то нет почти никакого вероятия, чтобы он узнал те определения жизни, которые давным-давно даны были
человечеству его великими учителями, находившимися, за тысячи лет до него, в том же положении.
Ложная наука, взявшая за исходную точку отсталое представление о жизни, при котором не видно то противоречие жизни человеческой, которое составляет главное ее свойство, — эта мнимая наука в своих последних выводах приходит к тому, чего требует грубое большинство
человечества, — к признанию возможности блага одной личной жизни, к признанию для человека благом одного животного
существования.
Попытки восстановления допотопного дикого взгляда на жизнь, как на личное
существование, которыми занята так называемая наука нашего европейского мира, только очевиднее показывают рост разумного сознания
человечества, показывают до очевидности, как выросло уже
человечество из своего детского платья.
Жизнь, как личное
существование, отжита
человечеством, и вернуться к ней нельзя, и забыть то, что личное
существование человека не имеет смысла, невозможно. Что бы мы ни писали, ни говорили, ни открывали, как бы ни усовершенствовали нашу личную жизнь, отрицание возможности блага личности остается непоколебимой истиной для всякого разумного человека нашего времени.
Книжники же, и не подозревая в фарисейских учениях тех разумных основ, на которых они возникли, прямо отрицают всякие учения о будущей жизни и смело утверждают, что все эти учения не имеют никакого основания, а суть только остатки грубых обычаев невежества, и что движение вперед
человечества состоит в том, чтобы не задавать себе никаких вопросов о жизни, выходящих за пределы животного
существования человека.
Положение о том, что жизнь человеческая не есть
существование личности человека, добытое тысячелетним духовным трудом всего
человечества, — положение это для человека (не животного) стало в нравственном мире не только такой же, но гораздо более несомненной и несокрушимой истиной, чем вращение земли и законы тяготения.
Человек видит, что лучшие люди
человечества осуждают поиски за наслаждениями, призывают людей к воздержности, а самые лучшие люди, восхваляемые потомством, показывают примеры жертвы своим
существованием для блага других.
И точно так же, как тщательное удаление зарослей принесет полевым растениям больше света, воздуха и места, неослабное истребление всех закоренелых преступников не только облегчит лучшей части
человечества «борьбу за
существование», но и произведет выгодный для него искусственный подбор, так как таким образом будет отнята у этих выродившихся отбросов
человечества возможность наследственно передать
человечеству их дурные качества».
Если даже один человек из миллионов в тысячелетний период времени имел возможность поступить свободно, т. е. так, как ему захотелось, то очевидно, что один свободный поступок этого человека, противный законам, уничтожает возможность
существования каких бы то ни было законов для всего
человечества.